original (1)

О зависти и здоровой самооценке

Каждый человек время от времени кому-то завидует: другой удачливей, красивее, богаче, моложе. Соперничество встроено в нашу природу и, благодаря ему в том числе, мы развиваемся. Здорово, если зависть мимолётна и вдохновляет, помогая расти, но нередко бывает иначе, когда она действует разрушительно, отравляя жизнь человеку и его близким.

Понять, что человек тебе завидует, очень легко — чем тебе лучше, тем ему хуже. Правильно говорят, что настоящий друг познаётся в радости. 

Дело в том, что поддержать в печали довольно легко, только потому, что горюющий человек никак не угрожает твоей самооценке: он разбит, подавлен, унижен. Да и сострадание невольно делает нас благородными.

Поддерживать радость человека — задача более сложная и не всегда посильная. Чужая удача может ранить самолюбие, напоминать о собственных провалах и моментах нереализованности. Если человек не уверен в себе, имеет сложности с самоопределением, плохо себя знает, не может достичь желаемой цели, он закономерно будет завидовать  успеху другого.

_______

Психоаналитики объясняют этот процесс нарушениями в раннем психологическом развитии человека. Нормальное развитие предполагает, что ребёнок получает опыт переживания себя как хорошего объекта. Ему радуется мама, его родные и близкие. Они безусловно одобряют его проявления и, что бы он ни сделал, улыбнулся или испачкал пелёнки, будет воспринято позитивно и с удовольствием. Каждый малыш с молоком матери должен впитать, что сам факт его существования на Земле — большое счастье. 

По мере взросления ребёнка мать постепенно приучает его к переживанию собственной плохости. Ребёнок узнаёт, что в мире существуют объективные ограничения, которые требуют от него терпения и самоорганизации. Теперь уже не всё, что делает ребёнок, встречает одобрение близких. Нельзя совать руки в розетку, брать чужое, бить людей, а есть нужно аккуратно, пуговицы застёгивать ровно, выполнять домашние поручения, ходить в школу и так далее. Ребёнок учится не нарушать установленные границы, при этом мама не отвергает его и не уничтожает за несмышлёность  и детский интерес к запретному. 

Со временем ребёнок понимает, что он может быть и хорошим, и плохим, при этом он любим и ценен сам по себе. Это основа здоровой самооценки и целостного восприятия себя. 

Если это процесс был нарушен, человек вырастает с нездоровой самооценкой: он либо беспрекословно уверен в своей хорошести, либо всё время считает себя каким-то не таким, либо его самоощущение колеблется между этими двумя полюсами. К сожалению, также затрудняется и целостное восприятие других: мир или хороший, или плохой, или вообще нестабильный.

_______

И вот когда человек с проблемами самооценки сталкивается с чьим-то успехом, происходит невольное сравнение себя с другим, который в данный момент выглядит как исключительно хороший. 

  • А если он хороший, какой я? Конечно же, плохой. А я не могу позволить себе быть плохим, меня отвергнут или обидят, и поэтому я буду злиться на этого хорошего, изо всех сил защищая своё самолюбие.

Это абсолютно бессознательная психологика, обусловленная несовершенствами развития собственной самооценки. К счастью, такие процессы корректируются в работе с грамотным психологом. 

Здоровая самооценка — это основа психологического благополучия, ведь она предполагает, что человек может пережить собственную плохость, назвать её точкой роста и направить жизненную энергию на самосовершенствование в этом вопросе. Так зависть, как и любое другое негативное чувство, может способствовать личностному развитию.

Заказать звонок